Картинная Галерея
Леонардо да Винчи
Мона Лиза
Во всем мире знаменита своей загадочной улыбкой Мона Лиза - одна из немногочисленных картин величайшего художника итальянского возрождения Леонардо да Винчи. Имя портретируемой не удалось установить до сих пор, иногда даже ведутся споры о том, кого в действительности изобразил живописец, мужчину или женщину, однако все это отступает на задний план перед удивительным мастерством исполнения этой картины, с ее легкой воздушной дымкой, окутывающей фигуру и ландшафтную среду. В основе портрета лежит ренессансный принцип композиции, но красота его достигнута прежде всего благодаря изобретенной художником особой технике масляной живописи (известной под названием sfimato), которая позволила передавать едва уловимые переходы от света к тени в трактовке формы и пространства, что было бы невозможно с помощью темперы, обычно используемой живописцами того времени. Проявлявший одинаковый интерес к анатомии, инженерному делу, научным проблемам и аэронавтике Леонардо на протяжении своей жизни завершил невероятно мало картин. К счастью, сохранилось множество рисунков и манускриптов мастера с чертежами и зарисовками, свидетельствующих об уникальности его гения.
Гирландайо, Дюрер, Зиттов, Массейс, Рамзей.
Ангишола Софонисба
Автопортрет
Sofonisba Anguissola
Художница изобразила себя в образе честной и благочестивой женщины: она смотрит на нас открытым искренним взглядом, а пальцами перебирает крест, висящий на ее груди. Ангишола была крупнейшим портретистом своего времени в Генуе и Палермо - выдающееся достижение для женщины в XVI веке. Благородного происхождения, она еще в юности на протяжении трех лет брала уроки живописи. В Испании герцог Альба обратил на нее внимание испанского двора, и вскоре она стала придворным живописцем и фрейлиной испанской королевы. В одном из своих писем королева писала, что Ангишола была "прекрасным портретистом, превыше всех живописцев этого времени". Ангишола написала множество автопортретов и портретов членов своей семьи. Все они исполнены с особой нежностью и простотой. В конце жизни она подружилась с молодым Аитонисом Ван Дейком, когорый писал ее портреты в старости.
Виже-Лебрен Мари Луиз Элизабет
Автопортрет
Художница с кистью в руке сидит перед холстом, работая над
одним из тех портретов, которые сделали ее знаменитой; в
другой руке она держит несколько кисточек и палитру. На об-
щем нейтральном фоне выделяется лицо художницы, словно
излучающее свет, а также ярко-красный пояс, охватывающий
талию, звучный красный цвет окрашивает также кончик од-
ной из кистей. Виже-Лебрен славилась своей красотой и остроумием. Спокойный взор и обворожительная улыбка дают
некоторое представление о незаурядной индивидуальности
художницы. Хотя во время написания портрета ей было
тридцать пять лет, она несколько идеализирует свой облик.
представляя себя в расцвете юности. Сдержанная, чуть при-
украшенная манера портретирования принесла Виже-Лебрен европейскую популярность. Она особенно прославилась портретами, изображающими женщин с детьми, а ее репута-
ция окончательно укрепилась после того, как она написала
портрет королевы Марии-Антуанетты (считается, что Виже-
Лебрен исполнила 35 портретов королевы).
Зиттов Михель
Екатерина Арагонская
Опущенные глаза, волосы с пробором посередине, облегаю-
щий головной убор и нимб подчеркивают спокойствие этого
скромного и задумчивого образа. Чередование роз и буквы
К на богатом золотом ожерелье и раковины на лифе платья
позволяют предположить, что на портрете изображена Екате-
рина Арагонская. Она представлена в образе святой в знак ува-
жения к ее набожному характеру. Зиттов был эстонским ху-
дожником; он учился у Ганса Мемлинга в Брюгге и жил затем
в Италии и Испании, но продолжал традицию нидерландско-
го детализированного портрета. Его стиль очень мягок и реа-
листичен; фотография едва ли передала бы образ этой жен-
щины точнее, чем художник. Помимо немногих изысканных
картин на религиозные сюжеты, написанных в ярких, но сгармонизированных тонах, сохранилось лишь несколько портре-
тов работы Зиттова, среди которых и этот прекрасный образ
Екатерины Арагонской.
Амгишола, Клуэ, Гольбейн, Мемлинг
Доменико Гирландайо
Портрет Джованны Торнабуони
"Если бы искусство могло передать ее душевные свойства и добродетель, ни одна картина в мире не была бы более у прекрасной". Однако, несмотря на этот комментарий, начертанный по-латынн на стене за спиной портретируемой, художник умело воссоздал ясный образ Джованны, ее красоту и изящество. Она представлена на строгом, почти лишенном деталей фоне, что заставляет зрителя сосредоточить внимание на ее профиле. Профильное изображение было принято во флорентийском портрете того времени. С этим портретом Джованны сопряжена нота горечи, так как модель его умерла в тот самый год, когда ее писал художник, и всего два года спустя после своего замужества. Гирландайо исполнил не только целый ряд портретов, но был также опытным мастером фрески; та же самая модель, что изображена на этом портрете, появляется и в росписи художником семейной капеллы Торнабуони. Гирландайо, у которого Микеланджело начинал свое обучение, приобрел популярность умением передавать натуралистические детали и отражать стиль жизни своего времени.
Герхард Терборх
Танцующая пара
Модный кавалер в военной форме с игривым взглядом при-
глашает на танец застенчивую девушку в нарядном платье
из белого шелка. Луч света освещает пару в тот момент, ко-
гда он берет ее за руку; остальная часть просторной комна-
ты и сидящие наблюдатели погружены в тень. Терборх, гол-
ландский портретист и живописец изящных жанровых кар-
тин, добился признания своими интерьерными сценами из жизни состоятельных семей и мастерством передачи до-
рогах тканей, таких как шелк и атлас. Тонкость и детализированность его картин, а также забавное очарование его не-
много кукольных персонажей были притягательными для
вкусов среднего класа Харлема и Амстердама. Терборх мно-
го путешествовал по Европе и из первых рук знал творчест-
во почти всех великих художников XVII века, включая Рем-
брандта и Диего Веласкеса, однако их влияние никак не ска-
залось на его стиле живописи.
Доу, Метсю, Рембрандт, Веласкес, Вермеер
Франс Халс
Портрет молодого человека с черепом в руках
Фигура молодого человека написана с ослепительной спонтанностью и ошеломляющей энергией. Неистовые удары кисти художника, неожиданно напоминая манеру импрессионистов, передают ощущение движения и буйный характер юноши. Впечатление живости изображения усиливается благодаря жесту протянутой вперед руки, как бы выходящей за пределы холста в реальное пространство зрителя. Картина скорее всего не портрет в собственном смысле слова, но то, что было известно как сцены Vanitas, говорящие о неизбежности смерти и скоротечности жизни. Череп представляет смерть, тогда как молодой человек символизирует юность и жизненную силу. Халс был известнейшим портретистом, работавшим в Голландии в начале XVII века. Он прославился благодаря своему яркому, энергичному стилю, использующему быструю работу кистью для того, чтобы запечатлеть мимолетные, мгновенные жесты и выражения. Однако его манера совершенно отлична от более глубокого проникновения в личность модели у его современника Рембрандта.
Неллер, сэр Годфри
Портрет Джона, первого герцога Мальборо
Золотой галун, белый шелк, мягкий синий бархат, пушистые белые перья, кудрявый парик - все в этом портрете говорит о роскоши и подчеркивает великолепие модели. Золотая цепь, синяя повязка, охватывающая ногу, и вышивка на манишке свидетельствуют о том, что перед нами кавалер Ордена Подвязки. Портреты английской аристократии, выполненные Неллером, часто повторяют использованные здесь позу и костюм. Сначала художник, как правило, писал фигуру и фон портрета, а затем, когда предоставлялась возможность работать с натуры, дописывал лицо модели. Приехав в Лондон, Неллер быстро сделался ведущим портретистом. Он создал мастерскую, включавшую большое число помощников, каждый с определенной специализацией, что позволило ему наладить массовое выполнение портретов вроде воспроизведенного. Он написал портреты десяти правящих монархов, включая всех английских королей от Карла II до Георга II, и был невероятно тщеславным человеком, полагавшим, что мир был бы значительно лучше, если бы Господь Бог посоветовался с ним при его создании.
Добсон, Ван Дейк, Хильярд, Лели, Морони.
Гольбейн Ганс
Посланники
Две важные и уверенные в себе персоны, изображенные на портрете - это Жан де Дентсвиль, французский посол в Англии, и его друг Жорж де Сельв, епископ Лаворский. Богатая коллекция музыкальных, астрономических и научных инструментов символизирует ученость и власть этих двух людей. Солнечные часы точно указывают время действия - 10.30 утра 11 апреля. Однако все это великолепие и надменность тщетны - по контрасту с роскошью и богатством посланников Гольбейн изображает символы смерти: разорванную струну на лютне и искаженный череп на первом плане, который можно видеть, лишь смотря на картину под определенным углом зрения. Гольбейн, величайший портретист своего времени, был придворным живописцем при английском дворе. Его портреты Генриха VIII, королевы и министров свидетельствуют о мастерстве художника и его способности передать характер модели, Гольбсйн умер в Лондоне от чумы.
Жерико Теодор
Офицер конных егерей императорской гвардии
Офицер в мундире конных егерей верхом на ставшей на дыбы лошади рвется в атаку, держа в руках изогнутую саблю. Динамика и выразительность композиции достигаются благодаря мощной диагонали, идущей из правого верхнего угла в нижний левый - через голову лошади с развевающейся гривой, рвущегося в бой офицера и его руку с саблей, хвост и заднюю ногу коня. Ощущение драматизма усиливает бурное небо, освещенное вспышками выстрелов. Композиция так же четко уравновешена, как и фигура лошади: общий абрис крупа лошади, фигуры всадника и его изогнутой сабли образуют форму круга, что придаст композиции устойчивость. Жерико увлекался лошадьми и скачками и умел быстро схватывать самую сущность движения. Написанная энергично, ярким сочным цветом, картина характеризует стиль Жерико, который оказал большое влияние на следующее поколение художников, таких как Эжен Делакруа.
Сэр Антонис Ван Дейк
Конный портрет Карла I
Безупречные доспехи, тверды и пристальный взгляд, царственная осанка - все говорит о значительности изображенной персоны. В качестве придворного живописца Карла I художник получил заказ запечатлеть в портрете образ королевского всличества. После обучения у Питера Пауля Рубенса в Антверпене Ван Дейк уехал в Лондон, а затем в Италию. Здесь он воспринял более элегантную манеру живописи, которой придерживался всю дальнейшую жизнь. Именно в Италии Ван Дейк создал стиль, который положил начало традиции английского живописного портрета. Его картины представляют обычно аристократов с гордым взглядом и стройной фигурой. Художника часто обвиняли в том, что он льстит своим моделям, однако не все бывали довольны. Графиня Сассекская, например, увидев свой портрет, сказала, что почувствовала себя "очень неприятно" и "совсем себе не понравилась - лицо такое большое и пухлое, что оно меня совсем не радует. Оно выглядит надутым, но по правде, я думаю, оно похоже на оригинал".
Batoni Pompeo
Портрет Томаса Уильяма Коука
Батони Помпео
Великолепный шелковый костюм, отделанный кружевом и бантами, довершается меховой накидкой - таков изысканный наряд человека, изображенного на этом портрете. Статуя Венеры, колоннада, обломок фронтона дают понять зрителю о том, что фоном служит Рим. Томас Коук олицетворял собой знатного джентльмена XVIII века. Он завершил свое образование, отправившись в традиционное большое путешествие по европейскому континету. Сам Батони был одним из наиболее знатных и преуспевающих художников римской школы XVIII века, и среди его заказчиков было много видных иностранцев. Более всего он известен своими гладко написанными портретами пап, монархов и британской аристократии (представители последней считали, что его портреты просто необходимо привезти домой в качестве сувенира). Дом живописца был местом эстетических и политических дискуссий.
Галатея
Гюстав Моро
Чувственная обнаженная нимфа томно расположилась в экзо-
тическом гроте, богато и причудливо украшенном яркими
анемонами, кораллами и другими окаменевшими растениями.
На нее пристально взирает жутковатое трехглазое чудовище. В
основе картины - сюжет из греческой мифологии, повеству-
ющий о неразделенной любви циклопа Полифема к нереиде
галатее. Мириады подводных растений с их интенсивной ок-
раской и плавная живописная манера создают в картине кол-
довскую атмосферу, похожую на сон. Моро был связан с дви-
жением символизма; входившие в него художники отказались
от объективности и натурализма импрессионистов. В поисках
вдохновения они обращались к литературе или мифологии,
часто произвольно соединяя их друг с другом, Как и в этой
картине, цвет и форма были для символистов не средством описания, а средством выражения. Моро исполнил также
большое число акварелей, восторженно принятых современ-
никами.
Челлини Бенвенуто
Солонка
Прекрасная солонка состоит из двух фигур - Нептуна и Цереры, которые олицетворяют собой Воду и Землю Их перепле-
тенные ноги символизируют сочетание этих элементов, кото-
рые вместе и создают соль. Челлини был знаменитым ювели-
ром, скульптором и гравером. Он работал для императоров, ко-
ролей, пап и князей; воспроизведенная здесь солонка исполне-
на по заказу французского короля Франциска I. Великолепная и изящная, эта работа Челлини представляет собой замечатель-
ный пример маньеристического искусства. Художники-манье-
ристы взывали к душе через эстетическое чувство. Это привело
к использованию удлиненных фигур и резких, пронзительных
тонов, появившихся в произведениях живописцев конца XVI
века. О бурной жизни Челлини известно из его автобиографии,
полной колоритных историй, таких как, например, рассказ о его заключении в тюрьму за кражу драгоценных камней с пап-
ской короны. К сожалению, большинство малых работ Челли-
ни - медалей, чаш и кинжалов - было расплавлена Однако
многие крупные произведения сохранились.
Пуссен Никола
Аркадские пастухи
Элегическая надпись на древнеримском саркофаге - Et iп
Arcadia Ego (и я [т.е. смерть] есть в Аркадии) - возбудила любопытство группы пастухов. Исполненное меланхолии изрече-
ние задаст общий тон в этой буколической таинственной кар-
тине. Теплые краски осени и выверенное расположение фигур
рождают настроение трагического примирения с неизбеж-
ным, пастушеская идиллия разрушена напоминанием о том, что смерть присутствует даже в самом совершенном из миров.
Вызывая в памяти загадочные картины Джорджоне, эта работа
вместе с тем представляет стиль Пуссена, более спокойный и
ясный, чем барокко, основанный на классицизме Рафаэля и
наследии античности. В противоположность театрализован-
ной эмоциональности произведений его современников Пе-
тера Пауля Рубенса и Джанлоренцо Бернини. Пуссен ставит акцент на форме и морально-этических аспектах содержания.
Его работы получили высокую оценку в Риме в кругах совре-
менных Пуссену интеллектуалов.